Картина «Завтрак на траве», Клод Моне, 1866

Картина Мане в галерее. В картине Мане «Завтрак на траве» главная героиня вовсе не была богиней. 1865 — картина выставлена в Салоне. Как и на «Завтраке на траве» и «Олимпии» на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. Лишь в 1865 г. «Олимпия» была представлена на Парижском салоне вместе с «Осмеянием Христа». Картина «Завтрак на траве» была начата Клодом Моне в 1865 году под впечатлением скандального полотна Эдуарда Мане, который тот репрезентовал в Салоне.

Акварель с Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии». Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества.

На обеих картинах в ногах у женщин расположился котёнок или собачка и присутствует служанка. В 1864 г., спустя год после создания картины, появились поэма «Дочь острова» и стихи Захари Астрюка, посвящённые Олимпии.

Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Общего у этих картин очень мало – разве что лесной пейзаж и название. Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной.

Мане был кумиром тех, кто считал, что живопись во Франции перестала развиваться и нуждается в обновлении. Бунтовать он не собирался и очень хотел, чтобы его картины были оценены. Именно Мане выставил свой «Завтрак на траве» (1863) в «Салоне отверженных», который критика и публика сочли совершенно «несъедобным». Тогда у этой картины оказался едва ли не один защитник.

Картина «Завтрак на траве», Клод Моне, 1866

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям.

Описание картины:

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более «мягкое» объяснение женской наготе. Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*. В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину «Суд Париса». В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке.

Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое «Сообщество французских артистов». К сожалению, сохранилась только одна ее картина — «Вербное воскресенье», которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба. Один из исследователей импрессионизма как-то заметил, что картины Эдуарда Мане совершенно по-разному смотрелись в Лувре и в собрании Музея импрессионистов.

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной — «Олимпией»

Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. Часть стены за торсом Олимпии в тёмно-коричневых обоях и зелёная драпировка создаёт акцент на рыжих волосах модели. Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный.

Манера письма Мане кажется очень плоской. По существу о создании картины известно мало. Сохранилось два эскизасангиной. И Венера Урбинская, и Олимпия изображены в домашней обстановке; как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины.

Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». Эта связь чётко прослеживается в первоначальных эскизах. В живописи XIX в. появились многочисленные «Одалиски», самая известная из которых, конечно же, «Большая Одалиска» Жана Огюста Доминика Энгра, однако Мане пренебрёг и этим вариантом. Наоборот, стиль немногочисленных ювелирных украшений и фасон туфель девушки указывают на то, что Олимпия живёт в современное время, а не в какой-либо абстрактной Аттике или Османской империи.

На тициановской картине «Венера Урбинская» женщины на заднем плане заняты подготовкой приданого, что вместе со спящей собачкой у ног Венеры должно означать домашний уют и верность. Орхидея в волосах Олимпии — афродизиак. Кому пришла идея назвать картину «Олимпией», осталось неизвестным.

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.

Это — самкагориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди. 1889 — картина выставлена на выставке по случаю 100-летия Великой Французской революции.

Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX в. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.