Франц Шуберт. Баллада «Лесной царь»

Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» -«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в тёмной короне, с густой бородой». Баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь» (Der Erlkönig), написанная в 1782 году легла в основу многочисленных вокальных и инструментальных сочинений. Обратите внимание на характер мелодии — отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она — плавная, закруглённая, певучая.

В датском и немецком фольклоре фигура Короля Эльфов ассоциируется со смертью. Особое место в песенном жанре занимает баллада. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

Шуберт ещё в конвикте увлекался его балладами. У самого же Шуберта, песен баллад не так много, и «Лесной царь» остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки. Лесной царь» — произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к образам фантастическим, к сюжетам, где реальное подчас неотделимо от вымышленного.

Франц Шуберт. Баллада «Лесной царь»

Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала — немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе. Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Кричащее противоречие есть в этом явлении. При этом развитие музыки достигает максимального напряжения, динамизированная реприза перерастает в кульминационную вершину всей баллады.

Страшнее, чем искусство

Видение Гёте целиком жизнь или целиком сон, все равно, как это называется, раз одно страшнее другого, и дело не в названии, а в захвате дыхания. В 1875 году он начал работу над циклом для голоса и фортепиано «Песни и пляски смерти». В цикле всего четыре песни, но и их вполне достаточно для понимания воплощённых образов смерти.

Это песни, в которых ребёнку перед сном желают смерти

В «Колыбельной» Мусоргского всё наоборот. Противоречие жизни и смерти в первую очередь отражается в несоответствии выбранной формы чудовищному содержанию. А под утро к ней в комнату стучится «Смерть сердобольная» и без всякого разрешения начинает петь свою песню, погребальную.

В этом же ключе можно рассматривать и другое «смертельное» народное творчество — сказки. Вернувшись в 1896 году из Америки, Антонин Дворжак обратил своё внимание на собрание баллад «Букет» выдающегося чешского поэта и фольклориста Карла Яромира Эрбена.

Современники композитора отмечали странное и причудливое содержание этих баллад. Испугавшись, ребёнок затихает, но ненадолго и вскоре затевает новый шум. А в полдень Полудница действительно появляется. С целью усилить драматизм и лаконичность финала Дворжак в начале поэмы прибегает к широко эпическому, развернутому изложению. Такой финал полностью выдержан в духе народных баллад, с типичной для них быстротой развития действия.

В музыке царит просветленная созерцательность и отрешённость

Вообще книга стихов Рюккерта включает в себя более 400 стихотворений, написанных в разные годы жизни. И все они посвящены его детям, умершим в очень раннем возрасте. Гибель детей во время войны нашли своё отражение в творчестве Моисея Вайнберга.

И потому, наряду с элегическими и трагедийными, в Трио немало светлых страниц». Е.М. Двоскина отмечает «близкую метафорику текстов» и «интонационную близость этих песен — ходы по секундам в пределах уменьшенных интервалов, общий амбитус мелодий».

Во всех балладах присутствует смерть

В немецком языке ольха (нем.die Erle) и эльф (нем.die Elfe) похожи в написании, в связи с чем и могла возникнуть ошибка. До сих пор не решён спор по поводу названия баллады. Неизвестно, знал ли Гёте об ошибке Гердера, или же склонялся к народным знаниям, связанным с болотными землями, заросшими ольхой и вербой.

Обезумевшая от горя мать пытается её остановить просьбой и молитвой в начале, а затем и проклятиями

Баллада вдохновила многих музыкантов. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические обряды.

В немецкой поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке известностью пользовались баллады немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумштега (1760 -1802)

Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. Характерно само обращение Шуберта к жанру баллады. Вот как описывает свои чувства И. Кошмина после первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: «…с первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника.

У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом. Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес в непогоду вечерней порой. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. Драматическим репликам отца и сына противопоставляется манящая, завлекающая сладость речей Лесного царя. Когда попытки завлечь ребёнка лаской не удаются, Лесной царь переходит к угрозам.