В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена

В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Что можно сказать о музыке Шопена?

По словам А. Рубинштейна, «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. Шуман пишет, что …»Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо — жанры, новые для фортепианной музыки.

По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы

В последние годы жизни Шопен совершает крупную гастрольную поездку по Англии и Шотландии (1848), которая, как и предшествовавший ей разрыв отношений с Жорж Санд, окончательно подорвала его здоровье. Музыка Шопена совершенно неповторима, при этом она оказала влияние на многих композиторов последующих поколений: от Ф. Листа до К. Дебюсси и К. Шимановского. ШОПЕН — (Фридерик Францишек Ш. (1810 1849) польский композитор) Залу, спящую на вид, И волшебную, как сцена, Юность Шумана смутит И Шопена…

Отец композитора — Николя Шопен (1771—1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу. В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782—1861). Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную.

Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза». С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку.

Цв913 (I,189); Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли..

Кстати сказать, Николя Шопен к моменту своей женитьбы сделался вполне благонадёжным подданным и зарабатывал себе на хлеб преподавательской деятельностью. В газетной заметке сообщалось, что автор полонеза — «…сын Николая Шопена, профессора французского языка и французской литературы — подлинный музыкальный гений». Всю свою последующую жизнь Шопен считал себя предателем. В салонах шептались, что Шопен был напрямую связан с участниками знаменитого польского восстания, а женщины во все времена любили непокорных…

С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой».

Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты.

Первые композиторские опыты Шопена — опоэтизированные танцы польского быта (полонез, мазурка), вальсы, а также ноктюрны — миниатюры лирико-созерцательного характера. 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора.

Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838).

В 1840 г. Шопен пишет Вторую сонату си-бемоль минор — одно из самых трагических своих произведений

Венцом всего творчества Шопена стала Третья соната си минор (1844), в которой, как и в других поздних произведениях, усиливается красочность, колористичность звучания. 22 II 1810, Желязова Воля, близ Варшавы 17 X 1849, Париж) польский композитор и пианист. Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Фридерике Шопене — именно такое задание, которое писалось и затем дорабатывалось. С 1831 жил в Париже. Шопен Ф. Ф. — (Chopin, Szopen) Фридерик Францишек (1 III, по метрич. Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.