И выясняется, что жизнь с изысканной едой куда интересней, чем без нее. Как сказал как-то Феллини – «все лучшее в жизни сопровождается совместной трапезой».
Девушка по имени Стефани ведёт блог Iamafoodblog, в котором помимо аппетитных фотографий можно увидеть приготовление блюд и узнать подробные рецепты. Зачастую натюрморты таили в себе морализаторские функции, предостерегая от обжорства, со всей живописной мощью демонстрируя суету сует, увядание красоты и напоминая о бренности всего сущего.
Предметы расположены ярусами, но не умещаются на столах и словно готовы обрушиться в сторону зрителя. Эти роскошные динамичные натюрморты пользовались большой популярностью в среде аристократов, которые украшали ими свои дворцы. Натюрморт с семгой, лимоном и тремя сосудами привлекает и удерживает взгляд простотой композиции и удивительной материальностью изображенных предметов.
В XIX веке изображение еды несет на себе либо социальную (реализм), либо чисто эстетическую нагрузку (импрессионизм). Во все времена тема Еды оказывается универсальной и такой же важной, как любовь и смерть, поскольку базируется на первой из главных естественных человеческих потребностей. И благодаря им мы узнаем, что представители российской интеллигенции не скромничали в своих кулинарных предпочтениях.
НАТЮРМОРТЫ РЕНУРА
Однако и до этого киношедевра продукты питания крупным планом в кадре появлялись, доказывая тем самым, что связь «снедь – искусство» не такая уж зыбкая. Еда давно вдохновляла кинематографистов.
А помните, Чарли Чаплина, с аппетитом кушающего шнурки в «Золотой лихорадке»? В этой ленте холеные буржуа много кушают с необратимыми для себя последствиями: триумф еды распадается на вереницу не слишком аппетитных физиологических отправлений. В 1970 году Даниэль Споерри придумал течение Eat-Art, провозгласив еду материалом для художественных экспериментов.
Кондитеры-скульпторы состязаются в мастерстве изготовления фигур из коричневого, белого и цветного шоколада, которые без преувеличений можно назвать настоящими произведениями искусства. Работникам кухни важно быть творческими личностями, чтобы правильно выбрать главных героев блюда и безупречно перевоплотить разрозненные продукты в законченное произведение. Минимализм, асимметрия, гармония, контраст – эти слова на современных кухнях произносятся так же часто, как и в художественных мастерских.
В главной роли – рыба заливная
На выставке «Это не еда», которую я делала полтора года назад в фонде «Эра», тема Еды рассмотрена в самом широком контексте. Но их встреча суждена и запрограммирована – в концерте по заявкам радиослушателей, который льется песней из репродуктора над мойкой. Залог успеха блюда как произведения искусства – свежие качественные продукты, эксперименты в сочетании вкусов и изысканная подача!
По её словам, она снимает «всё лучшее из всего увиденного и попробованного лично». Тиффани Митчел из Чикаго называет себя стилистом, фуди, пекарем, иллюстратором и блогером. Она ведёт блог Offbeat and Inspired о кулинарии, домашнем декоре, моде и DIY-культуре. Предположим, мне хочется добиться яркого красного тона, и я начинаю добавлять красный к другим цветам, пока не достигаю желаемого эффекта.
Интересно, что на картинах Ренуара вы никогда не увидете изображения готовых блюд. Может быть, это связано с тем, что художник не был изысканным гурманом. Любимыми темами натюрмортов для Ренуара были фрукты и цветы. Для меня картина должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да — красивой! Я просто даю моему мозгу отдохнуть, рисуя цветы и не испытываю того напряжения, когда стою лицом к лицу с моделью.
Ренуар считал натюрморты хорошей школой для начинающего живописца и рекомендовал оттачивать свое мастерство именно на картинах этого жанра. На редкость плодовитый художник, Ренуар рисовал в среднем по две картины в неделю.
Еда – важнейшая составляющая жизни любого человеческого существа. Продукты и блюда как были героями художественных и литературных произведений, так ими и остались. Гастрономические спектакли проходят как на театральных кухнях, так и на профессиональных. Во все времена Пища содержала в себе некое дополнительное значение, что определялось местом Еды в исконном противопоставлении – природа/культура.
Одним из создателей жанра натюрморта эпохи барокко был Франс Снейдерс. Обилие даров природы и их разнообразие кажется безграничным. Мастер натюрморта Виллем Клас Хеда создавал скромные «завтраки» с простым набором предметов. Произведения этого направления отражают жизнь «как она есть» и часто содержат долю авторской иронии. Например, достопочтенные Гаргантюа и его сын Пантагрюэль, вышедшие из-под пера Рабле и охарактеризованные французами красивым словом «гурмэ».
В историю советской живописи прочно вошли натюрморты Машкова «Снедь московская: мясо, дичь» и «Снедь московская: хлебы». И хоть в 20-е годы прошлого столетия Остап Бендер из «Золотого теленка» призывал не делать из еды культа, его не послушали ни художники, ни литераторы, ни кинематографисты. Еда встречается в качестве изображаемого объекта еще в египетских и античных росписях, а также в живописи эпохи Возрождения. С тех пор еда как субстанция для творческого выражения будоражит умы поваров, дизайнеров, художников, кутюрье и фотографов.