Рисунок карандашом [1977 Аксенов Ю

Рисовать карандашом, сточенным более чем наполовину, нельзя. Кроме этого, карандаш самозатачивается, когда рисуют боком грифеля. Карандаш надо держать так, как показано на рис. 1, а, прикасаясь к поверхности бумаги только грифелем и изредка мизинцем. Как держать карандаш.

Односеансные рисунки можно делать на плотной, хорошо проклеенной, а потому выдерживающей поправки бумаге, пользуясь обычными графитными карандашами. Буквой М или В обозначают мягкие, Т — твердые карандаши, а цифрами — степень твердости (1М тверже 2М, 6М самый мягкий, а 5Т — самый твердый). Карандаши могут давать очень черные, бархатные штрихи и сероватые, с блеском, четкие и расплывчатые, легко размазывающиеся и, наоборот, с трудом стирающиеся с бумаги.

Карандаш хорошо заточите и попробуйте им заштриховать полоску бумаги, начиная от самых легких штрихов, постепенно переходящих в предельно темные штрихи

Здесь подойдут карандаши «Пионер» 1М — 2М или «Конструктор» 1В — 2В, дающие легкие и четкие штрихи. Запаситесь карандашами «Пионер», «Школьный», «Орион» и по возможности «Кох-и-ноор» и «Саксония» чехословацкого производства. Покупая карандаш, обратите внимание на его качество. Посмотрите на грифель, срез которого виден с торцов карандаша: если заметите раковинки на этом срезе, карандаш будет ломким, а может и царапины давать на бумаге.

Вы получите тональную шкалу, как бы палитру для будущих рисунков, узнаете возможности карандашей разных сортов. Для рисунка карандашами нужна бумага, обязательно отвечающая условиям задания: белая, высококачественная, плотная, выдерживающая поправки.

Поэтому для рисунков лучше покупать бумагу в листах. Затачивают карандаш, отступив на 2-3 см от его конца. При этом грифель должен быть отточен не менее чем на 1 см и иметь форму конуса, переходящего в очень тонкое острие. Сначала пользуйтесь остро заточенными карандашами, а по мере овладения техникой рисунка попробуйте работать карандашами, заточенными другим способом. Протянутая рука, держащая карандаш довольно далеко от острия грифеля, удерживает художника на расстоянии, необходимом для целостного восприятия рисунка.

Поэтому, попробовав держать карандаш как рекомендуется, но почувствовав неудобства, они вновь берут его неправильно. Приложив некоторые усилия, надо научиться держать карандаш профессионально. В правильном положении он именно касается листа, а не режет острием и не продавливает бумагу.

Начинающие держат карандаш, как ручку для письма, еще и потому, что пытаются сразу прорисовать контуры, очертания предмета во всех подробностях, словно обтягивая силуэт проволокой. Ею, если нужно, снимают силу штриховки в самых светлых местах рисунка.

Художник держит карандаш далеко от острия (см. рис. 1, б). Так же надо держать карандаш и при завершении рисунка обобщающей широкой штриховкой. Как правило, карандаш используют как инструмент для рисования. Самая выступающая часть — кончик носа. В рисунке это вовсе не самый нижний край контура.

Определить это можно по буквам и цифрам, расположенным на деревянной оправе грифеля. Таким образом, художник имеет богатый выбор карандашей по твердости, тону и характеру штриха. Указанным требованиям больше всего отвечают полуватман, ватман и некоторые виды чертежной, но не глянцевитой бумаги. Вначале для рисунка берется четверть листа — это примерный размер односеансного рисунка, а когда познакомитесь с компоновкой, можно выбирать формат листа в зависимости от ее особенностей.

Кончик грифеля может также быть тупым или в виде лопаточки. В крайнем случае его надо вставить в деревянную или металлическую трубочку — удлинитель. При этом движения кисти руки свободны, она направляет штрихи по форме разнообразно, как бы выстилая ими бумагу.

Начинающим художникам с непривычки трудно рисовать именно так: неумелой руке неловко держать карандаш по-новому, она быстро устает в вытянутом положении

Запомните, лучше несколько штрихов набросать и среди них выбрать более удачный, чем без конца стирать линию контура. Чем и как исправлять рисунки. Основные поправки делают карандашом, не стирая ранее намеченное построение формы. Если же стереть первоначальные наметки, то невольно можно повторить ошибку. Надо именно снимать излишнюю силу тона прикосновением грани резинки к рисунку или легкими взмахами «сбрасывать» штрихи, не повреждая при этом поверхности бумаги.

Как делать рисунок. В начале работы над рисунком, когда намечается общая форма в целом, свободно наносят размашистые штрихи, охватывающие всю массу изображаемого предмета. Быстро переключаясь с наметки его низа и верха к засечке легкими штрихами справа и слева, отсекают другими штрихами не контур, а место, которое занимает в пространстве объем предмета. Самое светлое место рисунка остается незаштрихованным. Тона, штрихи сгущаются в наиболее темном его участке.

Контур в рисунке является результатом лепки формы тоном, штриховкой. Усиливать тона можно жирными штрихами» но при этом учитывайте общую тональность рисунка, не допуская излишней черноты, оберегая красивый серебристый тон, характерный для карандашного рисунка.

Обобщение тонов, как и поправки в тональном решении рисунков, делают не только карандашом, но и резинкой. Более гладкая бумага применяется для детальных рисунков твердыми и средней твердости карандашами. Некоторые начинающие художники держат карандаш так же, как и при письме. Прежде чем начать рисовать, заточите три-четыре карандаша, чтобы во время работы не отвлекаться. Карандашом выполняются также альбомные зарисовки и наброски продолжительностью 5-10 или 20-30 минут. Важно четко разобраться в задачах этого вида рисунков.