В балетном костюме средствами изображения художникам удалось решить и какие-то важные драматургические моменты

В балетном костюме средствами изображения художникам удалось решить и какие-то важные драматургические моменты. Осмыслить их и отобразить в искусстве во всей полноте и многогранности предстоит мастерам балетного костюма.

Большой и сложный путь прошел танцевальный костюм. Танец становится уже искусством и создание для него костюма становится частью общей над ним работы. Художник пытался проникнуть во внутренний мир героини и найти, угадать в нем черты ее будущего танца. Однако в костюмах нередко проскальзывали схематичность, одноплановость образов. Не всегда удавалось художникам выразить и ярко показать характеры действующих лиц, в достаточной мере исследовать изобразительные возможности балета.

Делая его, художнику, безусловно, хотелось поискать форму, развитие темы романтического костюма. Новая страница в истории развития балетного костюма открывается с появлением «Сильфиды», знаменующей собой начало эры романтизма. Усиление внимания балетмейстеров к романтической тональности образа привело к повышению мастерства художников и расширению средств выразительности искусства балетного костюма.

Первоначальное развитие балетного костюма интересной, но к сожалению, малоисследованной страницей вошло в историю искусства. Да и имена художников в большинстве случаев остались для нас неизвестными, таковой стала их незавидная участь. Не всякий художник может быть сценографом, создавать костюмы к балетному спектаклю и не каждый сценограф может работать над любым хореографическим произведением.

Есть художники, работающие над балетным костюмом как живописцы, а есть как скульпторы. Хотя у каждого из этих искусств свои выразительные средства и возможности, они родственны в данном случае своими общими идейно-художественными задачами.

Одним из бережных хранителей театральных, в том числе и балетных реликвий является Музей Большого театра (ГАБТ). Интересна коллекция костюмов конца XIX начала XX века представляющая образцы сценографии того времени. Тут и работы А. Бенуа, К. Коровина, В. Дьячкова, Е. Пономарева, К. Вальца, А. Арапова, Г. Голова. Костюм, в сущности, новое удивительное художественное качество балетного спектакля сразу завоевало прочное место в ряду выразительных средств А. Горского и М. Фокина.

В советское время появляются так называемые «индивидуальные» костюмы

Даже беглый просмотр эскизов костюмов разных художников позволяет увидеть нечто общее и, прежде всего – свободный полет воображения. А эскизы костюмов у них всегда живее и подвижнее, чем те, что мы видели раньше.

Но уже в начале своей сценической жизни прозрачный костюм, выполненный художником, отличается стремлением разгадать тему, актерский образ, вообще природу балета

Критика много писала о пластической организации костюмов и декораций, об удивительной красоте изобразительного решения спектакля. Несомненно, работы Бенуа в «Петрушке» в большей мере была направлена к тому, чтобы достигнуть внешней выразительности, зрелищности в передаче образов балета – «толпы». Однако цвет и колорит, яркие красочные пятна он сделает центром композиции своих балетных костюмов.

Их модели разнообразны по характеру и форме. Но в обрисовке всех костюмов чувствуется большая историческая и бытовая точность

Такого серьезного, взаимообогащающего сотрудничества двух художников история искусства почти не знала. Это была огромная работа по превращению плоского эскиза на бумаге в объемный костюм. Балетный костюм советской эпохи, безусловно, заслуживает самого серьезного внимания. Они обладают счастливой способностью точно «привязывать» костюм к конкретному пространству и времени.

Рассматривая самую большую коллекцию костюмов советских художников, принадлежащую музею ГАБТ, мы молчаливо признаем их превосходство, их особый статус в иерархии сценографической культуры. Из набора различных предметов костюма, дополнений и украшений, который должен выстроить такой ансамбль, который соответствовал бы его внешности, темпераменту, понятию балетного образа. В творчестве театральных художников выявляются две основные линии такого плана, часто переплетающиеся между собой: сказочная и лирико-поэтическая.

Детство каждого из нас, в том числе и художника, начиналось со сказки

Через орнамент, цвет, форму костюма обозначался пол, возраст, сословие, национальность. Ко второй половине XVIII века балет выделяется в самостоятельный жанр, появляются первые попытки исполнения танцев перед публикой – обычно во время дворцовых торжеств. Дворцовый, церемониальный балет той поры подчиняется вкусам и модам галантного общества.

Они же становятся достоянием искусствоведов, потому что любой костюм, вне зависимости от выразительных и изобразительных средств, используемых художником, несет в себе научную информацию. В советский период среди прочих костюмов существуют образы, раскрепощающие фантазию художника, переносящие его в мир, законом которого является нереальность и выдумка.