Б.К. Растрелли 1675-1744

Растрелли, Бартоломео Карло (1675-1744) – итальянский скульптор и архитектор. Одно из лучших произведений Б.К. Растрелли – бронзовый бюст Петра I, отлитый в 1723-1729 годах в нескольких экземплярах. К.Б. Растрелли представил Петра как бы обозревающим новую столицу, свое любимое детище. До нашего времени дошел рисунок Б.К. Растрелли одного из вариантов проекта памятника, выразительно характеризующий императора Петра I как победителя и триумфатора.

Богиня Победы венчает Петра лавровым венком. От этой странной, небольшой круглой головы с грозным, почти свирепым взглядом веет неподдельной исторической правдой» (История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV. Имел также и архитектурное образование.

В 1716 году Растрелли поселился на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). Первой скульптурной работой, выполненной Растрелли-старшим в России, стал бюст А.Д. Меншикова (1716—1717 гг., бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Как архитектор Растрелли-старший участвовал (с 1716 года) в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Заметив художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку.

Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к Французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало. В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор.

Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. ПРИ участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Это — первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого «Медного всадника».

Если в образе Петра и его сподвижников — порыв и горение, то в названном произведении — олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России. Портретные работы—не единственное, что оставил Растрелли.

Творчество Растрелли заметно сказалось. России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.

Тем не менее патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли. Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей «художествам и ремеслам». Растрелли, принадлежит заслуга создания скульптурного портрета в России, первого памятника и первого конного монумента. Скульптор в совершенстве владел техникой лепки фигур и бюстов из воска, с натуралистической точностью передающих облик портретируемых.

Растрелли-скульптора представляется достаточно определенно. Профессиональную подготовку Растрелли прошел в одной из многих скульптурных мастерских Флоренции. Однако разнообразные дарования Растрелли не нашли применения в родном городе.

Б.К. Растрелли 1675-1744

Эти особенности барокко нашли наиболее полное воплощение в творчестве крупнейшего его представителя, итальянского архитектора и скульптора XVII века Джованни Лоренцо Бернини. Большинство выдающихся произведений Бернини находятся в Риме, Растрелли имел возможность тщательно их изучить.

Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе

С ним едет молодая жена, испанская дворянка Анна-Мария де Растрелли. Пышность, даже выспренность этого произведения Растрелли, его пластическая насыщенность и сложная система аллегорий вполне соответствовали эстетике барокко. В надгробии де Помпонна Растрелли использовал мрамор и бронзу, причем отдельные бронзовые детали — ветви, заплетенные вокруг герба, бахрому и шнуры он позолотил.

Распространенный во французском искусстве вариант барокко отличался от итальянского строгостью и чистотой форм. В своих произведениях французские скульпторы часто обращались к античной пластике. Яркий пример тому — выполненная Франсуа Жирардоном конная статуя Людовика XIV, которая была установлена в Париже в 1699 году, то есть за год до приезда туда Растрелли. Еще большее влияние, чем памятник Людовику XIV, окажет на первоначальный вариант монумента Растрелли рельеф «Людовик XIV» Антуана Куазевокса, который находится в Зале войны Версальского дворца.

Конон Зотов и Иван Лефорт с большим рвением выполняли возложенные на них обязанности: в числе других мастеров, нанятых ими на службу к русскому царю, оказался и скульптор Растрелли. Растрелли ехал в чужую и непонятную ему Россию, привлеченный открывавшимися перспективами творчества. Путешествие в Россию Растрелли и его спутников продолжалось почти четыре месяца. Петр I обязал Растрелли по приезде в Петербург сразу же приступить к проектированию этой одной из первых своих загородных резиденций.

Свое умение и талант Растрелли и его спутникам предстояло употребить на строительстве этого города. Известно, что по приезде в Россию Растрелли начал работать как архитектор, принимая участие в планировке Васильевского острова и проектируя загородный ансамбль в Стрельне.

Глаза под большими дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают город. Фигура императора поражает гипертрофированными формами — мощные плечи, широкая грудь, чрезмерно крупные ладони. Монументальный бронзовый бюст на высоком цилиндрическом гранитном постаменте (общая высота — 2,9 м) установлен с левой стороны дорожки, ведущей к входу в Меншиковский дворец-музей.

Бартоломео-Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Работал в 1715-1744 годах в России, в Санкт-Петербурге. Основоположник стиля барокко в отечественной скульптуре. Петр одобрил проект, после чего Растрелли приступил к работам в Стрельне.