Земля — Хроники жизни

Ни в одной библейской книге Лилит как персонаж не упоминается. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться. Но и на этом Лилит не успокоилась. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах).

Полностью отличающаяся от первой официальной жены Адама – Евы. Женщина, которая не хотела быть послушным дополнением к мужчине. 1] Генезис легенды о Лилит не совсем понятен. Это позволяет предположить, что Ева не была первой, что перед ней Бог создал женщину таким же образом, как и мужчину, и она была ему ровней.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа

Мятежная женщина не была согласна с доминированием мужчины. Неизменно подчеркивала свое равенство с ним. Последней каплей, видимо, был секс, во время которого Лилит не соглашалась лежать под Адамом. Благодаря тому, что она произнесла непроизносимое имя Бога, у нее выросли крылья, и она полетела в сторону Красного моря, где начала сожительствовать с демонами и плодить вместе потомство.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека

Когда она не согласилась, они угрожали, что утопят ее в море. Когда и это не сработало, они сказали, что будут убивать ежедневно сотую часть ее детей, пока мятежная женщина не передумает. Лилит разгневалась. Эта история впервые появилась в анонимно написанной средневековой коллекции. Таким образом, история попала в англоязычную раввинскую книгу. Упоминания о Лилит имеются также в Кумранских рукописях.

Отголоски культа Лилит можно встретить и в «отдаленных” мифологических системах

История о Лилит очень похожа на историю о Лили – демоне из ассиро-вавилонской мифологии. Как правило, она появлялась в обнаженном виде, а вместо ног было сплетенье змей. Некоторые легенды приписывают ей наличие длинных черных волос. Чуть позже она также изображалась и блондинкой. Она похищала маленьких детей и была особенно опасна для беременных женщин.

Этот термин только один раз появляется в Библии, в Книге Притчей 30:15. Этот фрагмент содержит старую поговорку. Многие исследователи старых текстов относят это слово на счет демонов, пьющих человеческую кровь. Отсюда прямая дорога от Лилит до современных вампиров. Здесь ситуация иная. Девочек воспитывают так, чтобы получилась идеальная, кроткая Ева или свободная, мятежная Лилит. Последняя решает брать ответственность за себя и свою судьбу.

Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями

Лилит олицетворяет все, что веками боятся люди: мужчины потерять доминирование, а женщины — своих детей. Тем не менее, в древние времена Лилит была хранительницей внебрачных отпрысков. В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа

В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства.

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приведённая в статье Чарльза Моффета. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть. Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения.

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде «первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях «Песачим” и «Ялкут Чадаш”. В ней Лилит почти не упоминается. Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.