Это будет в Москве, но в другом театре

Это будет в Москве, но в другом театре. Вера Васильева родилась в Тверской области, в деревне Сухой Ручей, 30 сентября 1925 года, в семье простых рабочих. Татьяна Васильева еще в детстве дала клятву самой себе – быть актрисой.

И потом, в молодости вообще всё кажется несложным. Семья Васильевых была разбросана войной по разным уголкам России. 1948 год принёс Васильевой всенародную любовь и славу как актрисе кино. Её пригласили на роль Насти Гусенковой в киноленте «Сказание о земле Сибирской» (реж. Иван Пырьев). За народный образ наивной, искренне верящей в светлое будущее девушки Вера Васильева получила награду от Сталина.

Вера Васильева занимается благотворительностью

На счету Веры Васильевой около 40 театральных ролей, сыгранных на сцене её родного Театра сатиры. Вера Васильева заслуженно считается настоящей русской артисткой, со свойственным ей простодушием, простотой, искренностью и естественным обаянием.

Верочке не было еще и пяти лет, когда она впервые попала в театр — на оперу «Царская невеста». Когда Вера Васильева училась в школе, родители сами отвели девочку в драмкружок в Доме пионеров в переулке Стопани (там ее преподавателем был С. Л. Штейн). Стала бегать в библиотеки и читать все про артистов. Конечно, появление этой картины переменило всю мою жизнь. Меня заметили и пригласили в Театр сатиры. А я раньше в этом театре, по-моему, даже и не была. Там меня встретили необычайно тепло. Иных слов, кроме «душенька», «милая», «хорошая ты наша», я вообще не слышала.

Он был известен на всю Москву спектаклями, которые до этого поставил в Театре Станиславского, – «В тиши лесов» и «С любовью не шутят», где играла его жена, прелестная Лилия Гриценко. Но это тоже было интересно.

И дал роль молодой актрисе. Спектакль был уже сделан, и я в него входила. Я вдруг приобрела веру в то, что могу это делать и что мне это далось, хотя, может быть, немного поздно. И еще все это навело на мысль, что жизнь моя прошла, может быть, не в том театре. Но Васильева все равно умудрялась посещать литературную и театральную студию одновременно. После школы Татьяна Васильева оказалась среди тех, кого пригласили на вступительные экзамены во ВГИК и МХАТ одновременно.

Её мама, Александра Андреевна, была выпускницей коммерческого училища, изучала французский язык и всегда мечтала о жизни в большом городе. Вера была покорена театром с раннего возраста, когда случайно попала на оперу «Царская невеста». Учёба в школе не доставляла ей огромного удовольствия, хотя она старалась успевать по всем предметам. Но мысли её были поглощены театром.

Но ведь война была, мы все работали. Но и тогда я точно знала, что стану артисткой. В кинематографе Вера Васильева сыграла около 30 ролей. Но, по словам самой актрисы, её театральная жизнь имела для неё гораздо большее значение. Просто так получилось, что первые мои фильмы – «Сказание» и «Свадьба с приданым» – сразу же полюбились.

Она уважаема и горячо любима поклонниками театра и кино, своими коллегами, родными и близкими. 2003 — Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» 2010 — Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска». Мама родилась в городе, в семье рабочего-гравера, где было девять человек детей, а отец в деревне.

Сама она закончила коммерческое училище, изучала французский язык, привыкнуть к деревенской жизни не могла, и семья переехала в Москву. А мама устроилась на заводе, еще училась, и ее душа была больше вне дома, хотя у нее и росли три дочери. Как только девочка оставалась дома одна, она наряжалась в мамины костюмы и пела, стоя у зеркала.

Было это в 1947 году. Две женщины — ассистентки режиссера Ивана Пырьева — пришли в училище в поисках актрисы на главную роль в фильме «Сказание о земле сибирской». В тот момент, когда они появились в стенах заведения, наша героиня стояла у зеркала и прихорашивалась.

Я себе в нем понравилась. Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась — значит, и с ногами что-то не в порядке… Иван Александрович закатал чулки в два узла, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: «А то лицо толстое, а фигура — тощая». Разве что щи или кашу. Я котлеты не умею делать, никогда в жизни не испекла ни одного пирожка.

Когда мы жили в общежитии при Театре сатиры — там Толя Папанов жил с Надей, Татьяна Ивановна Пельтцер со своим отцом, — муж взял для меня домработницу». Неподалеку был Дом пионеров, и я поступила сначала в хоровой кружок, потом и в драматический. Я осталась вдвоем с папой в Москве. Как и вся молодежь, я была на трудовом фронте на торфяных разработках, училась на курсах медсестер делать перевязки.

Я сыграла столько ролей, а вспоминают фильм «Сказание о земле Сибирской» и спектакль «Свадьба с приданым»! Мне было 22 года, когда я снималась в этом фильме, а рядом были такие замечательные актеры, как Борис Андреев, Владимир Дружников, Владимир Зельдин, Марина Ладынина. Я не надеялась даже, что меня кто-то заметит в этой картине. Говорят, что Сталин, посмотрев картину, спросил про меня: «А где нашли вот эту прелесть?» И мне тут же дали эту премию, хотя на меня и документов в комитет по премиям не посылали.

Театром руководил замечательный режиссер Николай Васильевич Петров – легкий, талантливый человек, который всегда радовался чужим успехам и был полностью лишен честолюбия. Он принес к нам в театр пьесу Николая Дьяконова «Свадьба с приданым», которая всем очень не понравилась. А я Маяковского не любила, хотя и играла в его знаменитом спектакле «Баня».

И не только они. Не все уже помнят, что первым моим партнером в «Фигаро» был Валентин Гафт. Он играл графа Альмавиву совершенно по-особенному. Главное в его графе была не элегантность и не барственность, а этакая неуемная страсть. Он говорил о своем герое: «Я был весь ухоженный, благополучный в начале спектакля, а в конце – как легавая собака». Если бы Гафт не ушел из театра и эту роль они бы играли по очереди, то спектакль был бы еще интереснее.

Всё свободное время Вера Васильева проводила в театральное библиотеке, изучая всё, что связано с театром и сценой. В 1948 году, получив профессиональное актёрское образование, Вера Васильева стала актрисой Московского академического театра сатиры, с которым связано всё её дальнейшей творчество.