Проблемы в школе

Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюбны. Ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем, так и жертвой. Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

Одноклассник в это время мирно сидит за своей партой и читает книгу. К этим ребятам он до этого не подходил, никак с ними не взаимодействовал

Света своими насмешками и проделками могла испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хотел связываться, хотя тихая Наташа многим нравилась. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью».

Они были настолько уверены в своем превосходстве, что считали себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников.

Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»). Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания.

Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).

Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. И все потому, что поначалу не разобрался в расстановке сил на площадке».

М.: Педагогика, 1991. С. 65.) писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. В силу ряда причин (в первую очередь семейных проблем) администрация школы мирилась с таким положением дел. Учителя жалели Максима и на многое смотрели «сквозь пальцы». Однако с его особым положением не желали смириться одноклассники. Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками.

Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса

М.: Независимая фирма «Класс», 1997. С 269.) считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Однажды он нацепил себе на свитер плакатик «Я — идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Согласно моим наблюдениям, некоторые типы детей встречаются как среди преследователей, так и среди жертв. Это агрессивные дети и ябеды, или жалобщики. Чаще агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих.

И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников.