ПИСЬМО В. П. БОТКИНУ (О СМЕРТНОЙ КАЗНИ). 1857

Философические письма — философские произведения Петра Чаадаева. В шестом письме он намечает «философию истории». Не будем говорить более об этом и прямо перейдем к существенной части вашего письма. В третьем письме Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. Всего было восемь философических писем. Языком оригинала этих писем был французский, датированы они 1828—1830 гг. и адресованы Екатерине Дмитриевне Пановой, которая именуется «Сударыней».

Цель религии и смысл всякого существования Чаадаев полагает в установлении на Земле «царства Божьего» или «совершенного строя». Окидывая взглядом историю России, Чаадаев обнаруживает в ней «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития.

При этом народы Запада (англичане, кельты, германцы, греки, римляне, скандинавы) образуют Европу, суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении «нравственного закона».

Любовь к родине нередко питает национальную ненависть и «одевает землю в траур». Он высоко ценит деятельность Петра Великого по приобщению России к Европе и видит в этом высший смысл патриотизма. Приучите себя к сдержанности и терпению. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей.

ПИСЬМО В. П. БОТКИНУ (О СМЕРТНОЙ КАЗНИ). 1857

Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях». Там есть <...> человеческое чувство страсти, а здесь до тонкости доведенное спокойствие и удобство в убийстве и ничего величественного».

Толстой всегда был противником смертной казни. Против смертной казни он высказывается и в своей студенческой работе о «Наказе» Екатерины II (1847). Неужели это печальное следствие наших бесед? Вместо успокоения и мира, которое должно было бы внести пробужденное в сердце чувство, оно вызвало тревогу, сомнения, чуть ли не угрызения совести. Да и как могли бы вы этому противиться? Мог ли я очистить атмосферу, в которой мы живем? Последствия я должен был предвидеть, да я их и предвидел.

Министр народного просвещения Уваров назвал её «дерзостной бессмыслицей» и потребовал запретить опубликовавший её журнал. Сам Чаадаев был объявлен сумасшедшим и вынужден был написать «Апологию». Эти мысли приводят его к размышлению о народах, которые представляют собой «нравственные существа».

Он призывает к осмысленному существованию, но критикует монашеский аскетизм за «безразличие к жизненным благам». Также он использует понятия «объективной реальности» и «мироздания». Образ Божий в человеке, по его мнению, заключен в свободе. Чаадаев считал, что история человечества должна включать имена таких деятелей как Моисей и Давид. Первый «указал людям истинного Бога», а второй явил «образ возвышенного героизма». Цель истории — восхождение к Царству Божьему.

Письмо И.П. Павлова молодежи

В седьмой главе Чаадаев лестно высказывается об исламе и Мухаммеде, признавая их заслугу в искоренении многобожия и консолидации Европы. Чаадаев признает необходимость любить родину, но любовь к истине ставит выше. Также он противопоставляет патриотизм «самоеда» к своей юрте и патриотизм «английского гражданина».

Чаадаев признает истинным прогресс и европейскую цивилизацию, а также призывает избавиться от «пережитков прошлого». Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний.

Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.

При жизни автора было опубликовано лишь первое письмо — в журнале «Телескоп» в 1836 году в русском переводе. В восьмом письме он говорит о цели и смысле истории как о «великом апокалиптическом синтезе», когда на земле установится «нравственный закон» в рамках единого планетарного общества.