Педагогический эксперимент в школе: уровни и требования

Чем более доказательным и аргументированным является результат эксперимента, тем выше его уровень. По каким признакам, изменениям в состоянии ученика оценивалось (или будет оцениваться) результативность педагогической деятельности? Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог — экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента? Кроме цели в программе эксперимента определяют его задачи.

Педагоги по-разному отвечают на вопросы, нужен ли им эксперимент и что они ожидают от экспериментальной деятельности? Что же это за инструмент и как им пользоваться при разработке программы эксперимента?

Можно выделить несколько факторов, влияющих на уровень требований к экспериментальной программе, эти факторы носят объективный и субъективный характер. За ними стоит огромный труд администрации учебного заведения по созданию у педагогов желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.

Полученные в эксперименте результаты должны быть доказательными, а действия экспериментатора — осознаваемыми им как особые, находящиеся в пространстве исследования. Можно выделить этапы профессионального роста педагога — экспериментатора (и, соответственно, уровни эксперимента внутри учебного заведения), на освоение которых и самоопределяется педагог.

Самая полная по содержанию и по структуре разрабатывается программа для IV уровня эксперимента. Для I уровня эксперимента — опытная работа — педагог должен уметь ответить письменно на вопросы трех групп (по любому выбранному вопросу из каждой группы).

Например, проведены сотни дистанционных эвристических олимпиад, курсов, проектов, которые оказывают влияние на образование в школах-участниках, на деятельность их учителей и учеников

В чем “изюминка” его педагогического опыта, которая помогает получить положительные изменения в состоянии учащихся? II группа вопросов — «педагогическая цель»: какие изменения в состоянии ученика планируются (или уже достигаются)? В чем состоит педагогическая цель? или Каковы планируемые результаты обучения (воспитания)? В чем состоит отличительная черта, характеризующая знания или умения ученика, которые он приобретет (приобретает) в ходе эксперимента?

Таким образом, первый уровень эксперимента предполагает — развитие способности к осознанности (проектированию и рефлексии) собственных педагогических действий. Вопросы для ответа: Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?

Разобщённость школы, ученика, его родителей в выстраивании условий образования

Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов.

В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять? Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков.

С помощью какого типа задач или задания для учащихся будет проверяться результативность эксперимента? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся? При разработке программы эксперимента этого уровня могут возникнуть некоторые сложности.

Одновременное пребывание в этих двух позициях довольно сложно для педагога, специально к этому не подготовленного. Другими словами, результат педагога-практика выражается в изменении состояния ученика: развитии потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной сфер личности.

В понимании этого отличия существуют большие трудности. Разработав критерии, по которым вы будете оценивать ожидаемый результат, приступайте к разработке диагностического инструментария — средства оценивания результатов эксперимента.

III уровень эксперимента — экспериментально-поисковый. Он базируется на первом и втором уровнях эксперимента и отличается большей глубиной ответов на поставленные выше вопросы, полнотой применяемого инструментария.

Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано

Экспериментальная идея — это общее представление о предполагаемом направлении деятельности учителя в создавшейся проблемной ситуации, некоторое представление о желаемом результате. Конкретизируется идея эксперимента в его замысле, который предполагает описание процесса реализации идеи. Главный вопрос при разработке замысла — как воплотить идею эксперимента на практике?

Идея и замысел эксперимента позволяют учителю-экспериментатору определить границы исследования, изменения практики. Другими словами, педагог определяет объект экспериментирования — педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Обеспечение необходимой научно-методической поддержкой опытной и экспериментальной деятельности участников эксперимента

Например, в качестве объекта могут выступать: образовательный процесс по предмету «Экономика»; взаимодействие между детским садом и школой; обучение старшеклассников основам информатики и т.д.

Например, в качестве объекта эксперимента может рассматриваться учебный процесс в целом, а в качестве предмета — формы его организации. Функция предмета эксперимента — фиксация, удержание границ воздействия. Выявить и дифференцировать совокупность педагогических приемов, методов, определяющих эффективность обучения физике.

Этапы эксперимента определяют некоторые части, промежуточные результаты и последовательность их достижения. 5.1. План педагогического эксперимента на тему «Как повысить мотивацию учащихся к изучению математики на основе их подготовки к Всероссийской дистанционной ученической конференции». 5.2. План педагогического эксперимента на тему «Я выбираю…» (Активизация познавательного интереса старших школьников с помощью дистанционных курсов и олимпиад).

В Центр дистанционного образования «Эйдос» Руководителю научной школы д.п.н., чл.-корр. Более подробно теоретические положения по основам педагогического эксперимента можно найти в рекомендуемой литературе. Ответ на этот вопрос и рождает идею эксперимента. В этом случае можно надеяться на больший успех, чем при спускании эксперимента “сверху”. Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Эксперимент бывает довольно длительный и протяженный во времени, поэтому возникает потребность в выделении этапов эксперимента.