Часто дети испытывают чувство вины в связи со смертью родителя

Часто дети испытывают чувство вины в связи со смертью родителя. Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул». Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. В этих случаях не следует брать ребенка с собой на все время посещения больницы.

Эта проблема детально анализируется в работе Р. Уэллс, на которой мы подробно остановимся (Wells Rosemary. Родители и учителя обычно рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать разговоров и объяснений по поводу смерти. Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности.

Вы даже не можете себе представить,— пишет Р. Уэллс,— насколько реакции Вашего ребенка в трагической ситуации сходны с Вашими. Это обязательно нужно знать, чтобы отличать «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».

Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя

Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых. Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.

Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю. Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Самое сложное для взрослого — это сообщить ребенку о смерти близкого.

Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет

В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, возможно, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.

В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься семьей целиком. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить. Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент потеря становится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств.

Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком или на велосипеде. В течение многих месяцев, даже всего первого года, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как Рождество, день рождения. Детям обычно не сообщают о серьезных заболеваниях близких, считая, что это избавит их от страданий.

Если дети жили с матерью, то они склонны винить ее в смерти их отца. Если мать опечалена этим событием, дети удивляются: ведь родители разведены. Это может испугать ребенка. В каких случаях ребенку требуется профессиональная помощь. Так же, как и Вы, они переживают горе». Даже если в семье имеется психически неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происходящее, а также глубину его эмоций.