Аварцы — Википедия

В настоящее время на территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на арабском языке, затем — на аварском. До начала XX века аварцы были известны ещё под названием тавлинцы и лезгины. Большинство проживающих в России аварцев владеет также русским языком. В стычках с аварцами шахское войско почти непременно терпело неудачу».

Видимо со временем авар трансформировалось в аварец, что весьма типично для русского языка. В других языках разделению на аваров и аварцев соответствует разделение на евразийских и кавказских. Есть также предположение, что аварцы получили своё название от имени царя средневекового аварского государства — Сарир, которого звали «Авар». По мнению некоторых авторов этноним аварцы первоначально относился к жителям Хунзахского плато, где существовало Аварское ханство, позже он охватил все родственные группы.

Очень сложным и противоречивым сегодня, — вынужден был в 2005 г. с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, — является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Таким образом, самая многочисленная аварская диаспора за пределами границ бывшего СССР и, вероятно, за пределами России вообще, — представлена в Турции.

В то же время он допускает непосредственное родство кавкасионского и динарского типов». Письменность до 1927 года была основана на арабской графике (аджам), в 1927—1938 гг. — на латинице, с 1938 года — на основе кириллицы.

В литературе встречается мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер

В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на аварский язык. С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты. Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка; распространены суфийские братства накшбандия, шазалия, кадирия.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся.

Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы. Территория, населённая аварцами, называлась Сарир (Серир).

Упорная борьба аварцев надломила силы шахского войска»

Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X в. прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр.

Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции.

Кампания 1741—1743 годов против аварцев дорого обошлась иранскому государству

Однако путь завоевателям преградили аварцы во главе с аварским ханом. Все попытки монголов покорить Аварию не имели успеха. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами — «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», — подкреплённом к тому же и узами династических браков.

На Южном Кавказе таким статусом обладала так называемая Джарская республика — государственное образование закавказских аварцев в союзе с цахурами. Покорив на своем пути все народы, в сентябре 1741 персы вступили на аварскую землю, на территорию общества — Андалал.

Тем самым покорив аварцев силой оружия, Надир-шах намеревался завершить покорение Дагестана

Пока Авария оставалась непокоренной, ключ к Дагестану был в недосягаемости Надир-шаха. Более того, к Надир-шаху, по преданиям, были направлены послания и парламентарии из Андалала. Поход в Аварию был страшно непопулярен среди воинов шаха. По сообщению современника — русского резидента при персидском дворе И. Калушкина, воины шли в Аварию «с вящим нехотением».

Потери были огромны, по окончании похода от 52 тысяч осталось не более 27 тысяч, «между которых весьма много хворых и раненых, и все в гнусном состоянии содержатся». По пути аварцы несколько раз догоняли их и наносили удары. Надир отступал через Кукмадагский перевал. В октябре 1741 года Надир-шах лично возглавил второй поход в Аварию. Для этого Надир послал шамхала и Сурхай-хана в Аварию «тамошних старейшин добровольно к покорению привлекать с повторяемым обнадеживанием, что им никаких налогов учинено не будет».

Разгром полчищ Надир-шаха в Аварии вдохновил на борьбу народы, находившиеся под гнетом иранцев. С удовлетворением была воспринята весть о поражении Надира и в Петербурге. В Петербурге не могли скрыть радость и облегчение».

Набеги аварцев на Дербент, на шахские отряды и на лагерь и «стали быть неистерпимы». Аварцы сбрасывали с гор камни на проходившие внизу отряды. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.