2. Что можно дать ребёнку с собой в школу

В школе моей дочери есть две столовые. Курица, макароны с сыром, кукуруза и рис вполне могут быть в рационе школьников. В школе я чаще всего завтракаю, но иногда и обедаю. Обеденный перерыв в школе моей дочери Зои — с 11:20 до 13:30. На это время ребёнка можно забирать и кормить дома, а можно оставлять обедать в столовой. В оригинале, наверное, это была „Селёдка под шубой“.

Любое пюре едят сразу после приготовления, но в общепите это, понятно, невозможно. Дети не любят зелень, но можно взбить её в блендере с оливковым или растительным маслом, а затем залить в картофель. Зачем моему ребёнку в одной порции две столовые ложки майонеза? В итоге хотели накормить ребёнка чем-то более-менее полезным, а вышло наоборот.

Кукуруза в гарнире консервированная, а не свежезамороженная, как должна быть. Дешёвый рис, немного специй. Если показать эти школьные обеды диетологам, то они сойдут с ума: свёклу убили майонезом, сосиска — это не мясо, а субстрат из добавок, консервантов, соевого белка и крахмала.

Но проблема в том, что мозг людей, которые придумывают школьное меню, устроен так же, как и 40 лет назад. Нормативы не позволяют развиваться в другом направлении. В мировой практике есть замечательный пример, как Джейми Оливер изменил систему школьного питания в Великобритании.

Пытаясь протиснуться туда с идеями, которые возникали и у нас в «Гастрономе», ты попадаешь в плотно сложенную систему, живущую по своим правилам. Кормить этим хлебом бездомных тоже нельзя, потому что если вы вынесете его из школы — это будет считаться воровством. Получается, что единственный выход — выкинуть хлеб в помойку. В моей школе мне не нравится первое, хотя рассольник, например, ничего, правда, его сильно пересаливают.

На завтрак чаще всего каша, чай или какао, бывает, готовят макароны с сыром и сосиски. Блюда, которые подают нам в школьной столовой, достаточно полезные, например каша. Они полны всем необходимым, дают почувствовать себя в меру сытым». Детские сосиски содержат меньше нитритов, соли и жира, поэтому их допустимо включать в рацион дошкольников, но не чаще, чем один-два раза в неделю.

2. Что можно дать ребёнку с собой в школу

Нерегулярные приёмы пищи и еда всухомятку могут способствовать развитию нарушений в работе желудочно-кишечного тракта. Дефицит в рационе кальция в комбинации с потреблением сладких газированных напитков может способствовать развитию кариеса и повысить вероятность остеопороза в зрелом возрасте».

Содержимое ланчбокса формируют родители, поэтому у одних детей в нём чипсы и шоколадные батончики, у других — кусочки свежих фруктов и овощей, орехи, сухофрукты. В нашей школе ходит легенда о девочке, которой родители изо дня в день клали в ланчбокс кусочки паприки.

Рано утром ребёнку трудно поесть, поэтому в школе у них на завтрак отводится большая перемена. Сашина школа — полного дня, в ней есть столовая и горячий обед. За это удовольствие необходимо платить 23 евро в месяц. Есть возможность выбрать из двух меню в интернете — вегетарианского и мясного. В вегетарианское попадают любимые детьми каши со сладкими подливами, пудинги, лапша с сыром, картофель с яйцами и огурцами, картофельные оладьи с яблочным муссом.

Свекольный салат и сосиска с рисом

Кулер с негазированной и газированной водой стоит в обеденном зале, пить можно сколько хочешь, но горячих напитков нет. После основного блюда есть что-то вроде десерта.

Это стоит денег. В этой же столовой можно купить мороженое, молоко и лёгкие закуски. Завтрак и ланч обычно дают с собой родители. Иногда проводят недели национальной кухни. Разнообразия в один день в меню в нашей школе нет, но на следующий день могут быть предложены новые блюда».

В этом нет ничего удивительно — мозг требует быстрых углеводов, а жирная и вредная пища из фастфудов удовлетворяет запрос. Часто родители просто смиряются с такой ситуацией и предпочитают не думать о том, как неправильное питание влияет на здоровье и учёбу ребёнку. Мой сын — обычный московский шестиклассник, ходит в самую обычную школу в Люблино. Эта школа у него — уже четвёртая, и везде со школьным питанием ровно одна и та же проблема.

Я налюбоваться не могла на его осознанность в пищевых вопросах: он отказывался от чипсов и колы, которыми соблазняли его товарищи по играм и их родители. Теперь в Москве еду в школах больше не готовят, её привозят. Как сделать так, чтобы дети не спускали карманные деньги на пиццу из школьной микроволновки и сладкие газированные напитки. Есть трюк, который часто используют специалисты по тимбилдингу: они просят аудиторию показать им указательный палец, в то время как сами вскидывают вверх большой.

Нужно отчётливо понимать: дети будут просто повторять за вами. Передавать основные навыки из поколения в поколение нам позволяют наши зеркальные нейроны — мы учимся наблюдая. Но это то, как должно быть. В реальности же семья — это пространство двойных стандартов. Это никогда не будет работать: дети (особенно если они вас очень любят) всегда и во всём будут стремиться вам подражать.

Здоровье (не как отсутствие болезней, а как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека) как ценность в нашем культурном коде пока не зарегистрировано. И создавать его нам с вами, родителям.

Итак, единственный способ «избежать сосиски в тесте» — давать еду с собой. Это особенно важно, если ребёнок после уроков остаётся на продлёнку. То же самое он предлагал и в Америке, но там его, видимо, не поняли, так как европейские и американские дети всё-таки очень разные. В обед входит мясное или рыбное блюдо с гарниром, чай и булочка. То, что привозит в школу кейтеринговая компания (стылый суп с жирной плёночкой, слипшиеся макароны и бумажную котлету), мой сын не ест — инстинкт самосохранения у него превыше голода.